|  |
 |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ |
 |
Профессиональные
стандарты. Программно-аппаратный комплекс. Подробнее...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ
Профессиональный
стандарт –
характеристика квалификации, которая необходима
работнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2
ст.195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование
их положений в организации деятельности образовательной
организации, в том числе:
• при приеме на работу для определения квалификации
работника;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой
должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное
образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения
трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения
наименования должностей.
Все работники образовательной организации должны
соответствовать требованиям квалификационных справочников
или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч.
1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Для государственных и муниципальных школ и детских
садов установлено поэтапное введение профессиональных
стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ
от 27.06.2016 №584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения
представительного органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных
стандартов необходимо завершить не позднее 1 января
2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от
27.06.2016 № 584).
Профстандарт
педагога - это перечень требований,
определяющих квалификацию учителя, необходимую для
качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Новые требования предъявляются к профессиональным
знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту
работы. От соответствия
этому документу зависит возможность работы конкретного
специалиста в сфере образования.
Каждый педагог должен повысить
уровень своей квалификации, усовершенствовать именно
те компетенции, которые помогут достичь наиболее
высокого качества образования.
Профессиональный
стандарт педагога предъявляет
требования к следующим аспектам преподавательской
деятельности (перечислены наиболее значимые положения):
Образование.
Каждый учитель должен: Иметь высшее образование.
Сотрудники со средним специальным образованием должны
иметь возможность получения высшего без отрыва от
выполнения своей профессиональной деятельности.
Досконально знать свой предмет и соответствующие
программы обучения. Уметь планировать и проводить
уроки, а также заниматься анализом их эффективности.
Владеть дополнительными методами обучения, выходящими
за рамки уроков, - лабораторными и иными работами.
Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников,
независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть
методиками, позволяющими объективно оценивать знания
учеников.
Воспитательная работа.
В рамках выполнения воспитательной работы учитель
обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя
её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу,
посещения музеев с максимальной эффективностью для
процесса обучения. Уметь формировать ценностные
ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания
с учётом индивидуальных особенностей воспитанников
- культурных, возрастных, психологических и т.п.
Создаватьв коллективе класса дружелюбный настрой
и деловую атмосферу как во время обучения, так и
за стенами учреждения.
Развитие личностных
качеств.
Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого
ученика независимо от его индивидуальных качеств
- успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать
в себе способность своевременно выявлять те или
иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или
проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками /
одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
Уметь читать и анализировать методическую литературу,
в том числе документацию узких специалистов - логопедов,
психологов и так далее. Уметь и быть готовым при
необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами
в форме профессиональных консилиумов для составления
программ индивидуального развития ребёнка. Владеть
методиками коррекционно-развивающей работы. Быть
знакомым с основами психологии семейных пар отношений,
уметь правильно построить взаимоотношения с родительской
общественностью.
Профстандарты
в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За
это время были созданы нормативы для следующих направлений
педагогической деятельности:
наименование
стандарта |
наименования
должностей
|
утверждающий
документ |
Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)
Открыть...
|
Воспитатель
Учитель
|
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации №544н от 18 октября 2013 г. «Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)» Открыть...
|
Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)
Открыть...
|
Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации
|
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации № 514н от 24 июля 2015 г. «Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Открыть...
|
Педагог
дополнительного образования детей и взрослых
Открыть...
|
Педагог
дополнительного образования;
Старший педагог дополнительного образования
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель Преподаватель
Методист
Педагог-организатор
|
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации № 613н от 08 сентября 2015 г.
«Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»Открыть...
|
|
 |
Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция),
(статья 46)
Открыть...
|
 |
Трудовой
кодекс РФ (статья 331) Открыть...
|
 |
Постановление
Правительства РФ от 22.01.2013 №23 "О Правилах
разработки и утверждения профессиональных стандартов"
Открыть...
|
 |
Проект
Федерального Закона РФ «О независимой
оценке квалификации на соответствие профессиональным
стандартам и внесении изменений в Трудовой Кодекс
РФ» Открыть... |
 |
Постановление
Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. №
928 "О внесении
изменений в Правила разработки, утверждения
федеральных государственных образовательных
стандартов и внесения в них изменений" Открыть...
|
 |
Распоряжение
Правительства РФ №487 от 31 марта 2014 года «Комплексный
план мероприятий поразработке профессиональных стандартов,
их независимой профессионально-общественной экспертизе
и применениюна 2014 — 2016 годы» Открыть... |
 |
Постановление
Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 92 "Об
утверждении правил участия объединений работодателей
в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики
в квалифицированных кадрах, а также в разработке и
реализации государственной политики в области среднего
профессионального образования и высшего образования"
Открыть...
|
 |
Распоряжение
Правительства РФ
от 04сентября 2014 года № 1726 -р "Об
утверждении концепцииразвития дополнительного образования
детей" Открыть... |
 |
|
 |
Приказ
Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении
профессионального стандарта «ПЕДАГОГ
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» Открыть... |
 |
Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля
2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального
стандарта "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
(психолог в сфере образования)" Открыть... |
 |
Приказ
Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников
и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
Открыть... |
 |
Разъяснения
"О реализации права педагогических работников
на дополнительное профессиональное образование"
от 23.03.15 Открыть...
|
 |
Профессиональные
стандарты: понятие, структура, содержание Открыть.. |
 |
Постановления
Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 №
584 «Об особенностях применения профессиональных ста-дартов
в части требований, обязательных для применения государственными
внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными
или муниципальными учреждениями, государственными
или муниципальными унитарными предприятиями, а также
государственными корпорациями, государственными компаниями
и хозяйственными обществами, более пятидесяти
процентов акций (долей) в уставном капитале находится
в государственной собственности или муниципальной
собственности» Открыть... |
| | |