| |
|
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ |
|
Функциональная
грамотность
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности
способность к компетентному и эффективному действию, умение
находить оптимальные способы решения проблем, возникающих
в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
|
Указ Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" Открыть... |
|
Министерство
просвещения РФ и Институт стратегии развития
образования РФ РАН "Основные подходы
к оценке глобальных компетенций учащихся
основной школы" Открыть...
|
|
Министерство
просвещения РФ и Институт стратегии развития
образования РФ РАН "Основные подходы
к оценке читательской грамотности учащихся
основной школы" Открыть...
|
|
Министерство
просвещения РФ и Институт стратегии развития
образования РФ РАН "Основные подходы
к оценке математической грамотности учащихся
основной школы" Открыть...
|
|
Министерство
просвещения РФ и Институт стратегии развития
образования РФ РАН "Основные подходы
к оценке естественно-научной грамотности
учащихся основной школы" Открыть...
|
|
Министерство
просвещения РФ и Институт стратегии развития
образования РФ РАН "Основные подходы
к оценке финансовой грамотности учащихся
основной школы" Открыть...
|
|
Министерство
просвещения РФ и Институт стратегии развития
образования РФ РАН "Основные подходы
к оценке креативного мышления учащихся
основной школы" Открыть...
|
|
План
мероприятий направленных на формирование
и оценку функциональной грамотности обучающихся
государственных образовательных организаций
Московского района Санкт-Петербурга, реализующих
основные общеобразовательные программы
на 2021/2022 учебный
год Открыть... |
|
План
мероприятий, направленных на формирование
и оценку функциональной грамотности обучающихся
государственных образовательных организаций
Санкт-Петербурга, реализующих
основные общеобразовательные программы
на 2023/2024 учебный
год Открыть... |
|
Международные сравнительные исследования в области
образования показывают, что российские школьники
сильны в области предметных знаний, но у них возникают
трудности в применении этих знаний в ситуациях,
приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим,
одной из задач учительского профессионального сообщества
ставится формирование и оценка способности применять
полученные в процессе обучения знания для решения
учебных и практических задач – формированию функциональной
грамотности. Функциональная грамотность отражает
идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся
общество.
Основными
составляющими функциональной грамотности являются
способность человека действовать в современном
обществе, решать различные задачи (максимально
широкого диапазона), используя при этом определенные
знания, умения и компетенции. Оценка сформированности
функциональной грамотности может осуществляться
через оценку определенных стратегий действий,
поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать
в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве
основных составляющих функциональной грамотности
выделены: математическая,
читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности,
глобальные компетенции и креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является
способность действовать и взаимодействовать с
окружающим миром, решая при этом разнообразные
задачи.
Читательская
грамотность - способность человека
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Математическая
грамотность – это способность
индивидуума проводить математические рассуждения
и формулировать, применять, интерпретировать математику
для решения проблем в разнообразных контекстах
реального мира.
Естественнонаучная
грамотность отражает способность
человека применять естественнонаучные знания и
умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе
в случаях обсуждения общественно значимых вопросов,
связанных с практическими применениями достижений
естественных наук.
Финансовая
грамотность понимается как способность
личности принимать разумные, целесообразные решения,
связанные с финансами, в различных ситуациях собственной
жизнедеятельности.
Глобальная
компетентность рассматривается
как «многомерная» цель обучения на протяжении
всей жизни. Глобально компетентная личность —
человек, который способен воспринимать местные
и глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно
взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно
действовать для обеспечения устойчивого развития
и коллективного благополучия.
Под
креативным мышлением
понимают способность к продуктивному
творческому подходу.
Функциональная
грамотность проявляется в решении проблемных задач,
выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих
на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались
знания и умения.
Чтобы
оценить уровень функциональной грамотности своих
учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные
задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые
проблемы из реальной жизни.
Наличие
контекста является важным условием задания на
формирование и оценку функциональной грамотности.
Контекст задания – это особенности и элементы
окружающей обстановки, представленные в задании
в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны
с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение
уровня функциональной грамотности школьников может
быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е.
за счет достижения планируемых предметных, метапредметных
и личностных результатов, если в учебном процессе
реализован комплексный системно-деятельностный
подход, если процесс обучения идет как процесс
решения обучающимися различных классов учебно-познавательных
и учебно-практических задач, задач на применение
или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель
формирует.
|
Отчет
о прохождении курсов повышения квалификации
по функциональной грамотности педагогами школы
ЦНППМ
прошли самодиагностику |
КПК
Яндекс Учебник "Проектная деят в школе"
16 час |
КПК
Яндекс Учебник "Функциональная грамотность:
развивам в школе"
16 час |
яндекс
учебник диагностика пед компетенций |
84% |
64% |
59% |
84% |
|
PISA
Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся.
Министерство просвещения Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки и Комитет по образованию Санкт-Петербурга
ведут изучение качества образования школьников.Вы
хорошо знаете, что школа постоянно контролирует
уровень подготовки учеников по всем предметам,
но важно также оценивать умения детей применять
полученные знания на практике, в самостоятельной
жизни. Одним из лучших исследований в этой области
является «Международная программа по оценке образовательных
достижений школьников» – PISA, оценивающее качество
образования учеников 15-летнего возраста именно
с точки зрения их готовности использовать полученные
в школе знания на практике. Это массовое исследование,
в последнем приняли участие школьники из 79 стран.
Международная
программа по оценке образовательных достижений
учащихся PISA (Programme for International Student
Assessment) – это международное сопоставительное
исследование качества образования, в рамках которого
оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте
15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным
центром проведения исследования PISA в Российской
Федерации является ФГБУ «Федеральный институт
оценки качества образования». Проводится один
раз в три года.
В
2020 году
прошло исследование оценки качества общего образования
на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся по модели PISA
(Programme for International Student Assessment).
Санкт-Петербург вошел в число 14 субъектов страны,
где проверят знания школьников по международной
программе. На основании
совместного приказа Министерства просвещения Российской
Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 06.05.2019
№590/219 в октябре-ноябре 2020 года были
проведены мониторинговые исследования но «Общероссийской
оценке по модели PISA» и «Региональной оценке
по модели PISA» для 154 общеобразовательных организаций
Санкт-Петербурга.
Национальным центром исследования была подготовлена
выборка образовательных организаций по Московскому
району, для участия в оценке по модели PISA.
В число этих школ вошла
и наша школа № 507.
В
каждом новом цикле исследования вводятся новые
направления: PISA-2012
– финансовая грамотность, PISA-2015 – решение
проблем, PISA-2018 – глобальные компетенции. Исследование
PISA является мониторинговым, оно позволит выявить
и сравнить изменения, происходящие в системах
образования в разных странах, и оценить эффективность
стратегических решений в области образования.
Мониторинг качества образования PISA проводится
по четырём основным направлениям: грамотность
чтения, математическая грамотность, естественнонаучная
и финансовая грамотность, компьютерная грамотность.
Школьники выполняют
задания в течение 120 минут на компьютерах + 30
мин на инструктаж и заполнение анкеты. Участникам
запрещено пользоваться телефонами, фотографировать
задания и передавать их. Проверять задания школьников
будут эксперты федерального и международного уровня.
Общероссийская
оценка по модели PISA-2020, Региональная оценка
по модели PISA-2020
Приказы
и распоряжения
Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России
N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии
и критериев оценки качества общего образования
в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки
обучающихся Открыть...
Распоряжение Комитета по образованию от 11.09.2020
№ 1717-р «О порядке организации проведения общероссийской
и региональной оценки по модели PISA в государственных
образовательных организациях Санкт-Петербурга
в 2020 году» Открыть...
Письма
Оценка по модели PISA. Информационное письмо ученикам
Открыть...
Оценка
по модели PISA. Информационное письмо родителям
Открыть...
Оценка по модели PISA. Информационное письмо учителям
Открыть...
Методические
рекомендации
Информация об исследовании от издательства «Просвещение»
(актуально на 25.08.2020) Открыть...
Примеры открытых заданий PISA по читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой
грамотности и заданий по совместному решению задач
Открыть...
|
Читательская
грамотность - это способность человека
понимать и использовать письменные тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни
|
Математическая
грамотность - это способность индивидуума
формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах. Она включает математические
рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые должны принимать конструктивные, активные
и размышляющие граждане.
|
|
|
|
|