Основными
составляющими функциональной грамотности являются
способность человека действовать в современном
обществе, решать различные задачи (максимально
широкого диапазона), используя при этом определенные
знания, умения и компетенции. Оценка сформированности
функциональной грамотности может осуществляться
через оценку определенных стратегий действий,
поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать
в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве
основных составляющих функциональной грамотности
выделены: математическая,
читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности,
глобальные компетенции и креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является
способность действовать и взаимодействовать с
окружающим миром, решая при этом разнообразные
задачи.
Читательская
грамотность - способность человека
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Математическая
грамотность – это способность
индивидуума проводить математические рассуждения
и формулировать, применять, интерпретировать математику
для решения проблем в разнообразных контекстах
реального мира.
Естественнонаучная
грамотность отражает способность
человека применять естественнонаучные знания и
умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе
в случаях обсуждения общественно значимых вопросов,
связанных с практическими применениями достижений
естественных наук.
Финансовая
грамотность понимается как способность
личности принимать разумные, целесообразные решения,
связанные с финансами, в различных ситуациях собственной
жизнедеятельности.
Глобальная
компетентность рассматривается
как «многомерная» цель обучения на протяжении
всей жизни. Глобально компетентная личность —
человек, который способен воспринимать местные
и глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно
взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно
действовать для обеспечения устойчивого развития
и коллективного благополучия.
Под
креативным мышлением
понимают способность к продуктивному
творческому подходу.
Функциональная
грамотность проявляется в решении проблемных задач,
выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих
на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались
знания и умения.
Чтобы
оценить уровень функциональной грамотности своих
учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные
задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые
проблемы из реальной жизни.
Наличие
контекста является важным условием задания на
формирование и оценку функциональной грамотности.
Контекст задания – это особенности и элементы
окружающей обстановки, представленные в задании
в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны
с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение
уровня функциональной грамотности школьников может
быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е.
за счет достижения планируемых предметных, метапредметных
и личностных результатов, если в учебном процессе
реализован комплексный системно-деятельностный
подход, если процесс обучения идет как процесс
решения обучающимися различных классов учебно-познавательных
и учебно-практических задач, задач на применение
или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель
формирует.